среда, 25 апреля 2012 г.

Недостаток необразованных

Министр образования Фурсенко высказался за сокращение количества бюджетных мест в ВУЗах, объясняя это демографическими проблемами. По его мнению, у нас слишком много специалистов с высшим образованием:

[Сейчас] мы должны за счет бюджета готовить не менее 170 человек на 10 тысяч населения.  Но с учетом старения населения мы предлагаем изменить норму и рассматривать подготовку специалистов, не исходя из общей численности населения, а исходя из [...] количества людей, которые учатся.

Оценка ситуации, наверное, правильная. Недавно я очень удивился, увидев в СМИ рекламу одного из ВУЗов Магнитогорска. Оказывается, желающих поступить не так уж и много. Интересы Фурсенко, представляющего государство, тоже понятны. Он и уверяет, что изменения оптимизируют работу ВУЗов и как следствие зарплаты сотрудников возрастут, но ведь и козе ясно, что это не так; цель - сократить издержки на образование. Наконец, есть и третья сторона - выпускники ВУЗов, значительная часть которых не может устроиться по специальности и вообще получить соответствующую образованию работу.

Но что более удивительно, аналогичные проблемы наблюдаются сейчас и в США, только там это не связано с демографией. Более половины бакалавров моложе 25 лет, а это полтора миллиона человек, являются безработными или работают официантами, разносчиками пиццы и т.п. Вызвано такое положение дел технологическими изменениями последних десятилетий, в результате которых постепенно увеличивалось количество низкооплачиваемых вакансий преимущественно за счёт среднеоплачиваемых, а как раз на такие места и претендуют выпускники, не имеющие опыта работы и необходимых навыков.

Похоже на то, что сейчас в развитых странах технологический прогресс является одним из источников социального расслоения. Тенденция эта не очень хороша, потому что чем больше разрыв между бедными и богатыми, тем менее удовлетворены жизнью люди и тем менее стабильно общество. Специалисты советуют американским выпускникам продолжать образование, возможно в других форматах, чтобы получить необходимые навыки и опыт. Но это там, за океаном, а у нас в России совсем другие проблемы, не совсем связанные, а возможно и совсем не связанные с технологическим прогрессом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий