среда, 4 апреля 2012 г.

Задача про трамваи

В Магнитогорске взялись за старое, пытаясь вывести из кризиса МП "Маггортранс". Как заполнить городские трамваи пассажирами?

Новый директор трамвайщиков А. Виноградов подал, как выразились журналисты, революционную идею организации движения трамваев по модели столичного метро, с кольцами и узлами для пересадок. Идея, скажу сразу, пустая. Дело в том, что движение поездов метро ничем не пересекается, чего не скажешь о магнитогорских "аналогах". Кто-нибудь наблюдал за вагоном, пытающимся въехать на круг Площади Мира в час пик? Общее у московского метро и магнитогорского трамвая только одно - две железные штуки, называемые рельсами.

"Данная работа выполнена не с целью ее внедрения в ближайшее время, а с целью вовлечения жителей в обсуждение одного из предложений развития общественного транспорта". А. Виноградов.

OK, давайте обсудим. Мне вообще непонятна цель - развитие общественного транспорта. С какой целью его развивать, чтобы он просто был? Было бы правильнее решать вообще транспортную проблему города, пытаясь оптимизировать пассажироперевозки, и уже в этом контексте рассматривать общественный транспорт, в том числе и трамваи. Следовало бы исходить из потребностей общества.

Вместо этого в Магнитогорске, сколько я помню его со времён перестройки, пытаются повысить рентабельность городского транспорта. Такое ощущение, что чиновники мыслят только коммерческими категориями. Думаете, это правильно? Тогда скажу, почему не езжу на трамваях я.

Оставим случаи, когда надо проехаться по магазинам или за город на отдых, тут без вариантов. А вот на работу и с работы - другое дело. Так вот, я не прочь прокатиться на трамвае, а моя жена на маршрутке, и того в день выходит 50 р. Но мы ездим на машине, плюс жена всё же возвращается на маршрутке, и знаете, во сколько это выходит? 57 р. в день (зимой больше, летом меньше). Но это потому, что я ещё езжу на машине обедать, а без обеда было бы 38 р., т.е. на 24% дешевле, чем на общественном транспорте. Обратите внимание, что наш путь до работы без пересадок, а с пересадками разница была бы ещё больше. Конечно, можно возразить, мол машина ещё требует ТО, оплату гаража или стоянки, налог, страховку. Но ведь она и не перестанет этого требовать, если я по будням буду ездить на трамвае. Использование общественного транспорта для моей семьи означает значительное увеличение транспортных расходов. Об удобствах промолчу.

Если мыслить коммерчески, как наши чиновники, то быстро попадаешь в тупик. Чтобы увеличить прибыль с трамваев, надо убедить людей ездить на них, т.е. сделать трамвай более выгодным для пассажира. По удобству трамваи всегда будут уступать автомобилю, значит должна быть снижена цена проезда. Сильно снижена. Но это условие просто невыполнимо, ведь в этом абзаце мы мыслим коммерчески.

Так что пока власти не перестанут исходить из коммерческих интересов, трамваи будут ходить пустыми и злить нуждающихся в них граждан своей нерегулярностью. А вот когда они будут исходить из интересов общества, можно будет предложить что-нибудь дельное, например:

1. Следить за выполнением ПДД, в частности наказывать таксистов и маршрутчиков за стоянку на перекрёстках, требовать от них полностью заезжать в карман для посадки-высадки, а не останавливаться прямо в полосе движения. И вообще ГИБДД следует выполнять свою функцию, т.е. наводить порядок, а не выполнять план.

2. Снизить стоимость поездки в общественном транспорте, особенно с пересадками и на различном виде транспорта, или вообще сделать проезд бесплатным;

3. Развивать использование предприятиями заказных транспортных средств, причём инициатором здесь должна быть администрация города, а не предприятие.

4. Улучшать качество дорог. Например, сделать наконец трамвайные рельсы на одном уровне с дорожным покрытием.

5. Социальная реклама. Но только после всего остального.

Комментариев нет:

Отправить комментарий