суббота, 1 октября 2011 г.

Электронные книги


После некоторых раздумий я наконец купил электронную книгу Amazon Kindle 3. Я не уверен, что это оптимальный вариант, потому что при выборе ориентировался только на обзоры в интернет-изданиях (было бы неплохо подержать в руках, попользоваться и потом выбрать), но в любом случае я доволен покупкой, даже если это и стоило мне 5500 р.

Чего я не буду делать точно - так это рассматривать вопрос "Электронная vs. Бумажная книга". И не потому, что таких обзоров уже и так полно. Дело в том, что лично я не рассматриваю эти два варианта как взаимоисключающие. Я не намерен прекращать посещать библиотеку и покупать книги в классическом варианте. Конечно, теперь я буду делать это реже, но всё же буду. Как электронный, так и бумажный варианты имеют свои достоинства и недостатки по сравнению друг с другом, поэтому разумнее всего использовать их вместе.

Гораздо интереснее поговорить о часто встречающихся в этой теме "мифах". И миф номер один - электронная книга изживёт бумажную. Нет, теоретически это, конечно так, но ведь с той же долей истины можно сказать и то, что Солнце постепенно остывает, давая всё меньше и меньше тепла Земле, и в определённый момент мы все умрём от холода. Конечно так и будет, вопрос лишь в том, когда это произойдёт. Почему "с той же долей истины"? Да потому что сторонники этого мифа совсем не учитывают то, сколько столетий развивалась печать, какой объём информации накоплен человечеством в этом формате и какое место занимает классическая книга в нашей культуре. Бумажных книг будет всё меньше, они будут всё дороже, но в обозримом будущем они никуда не денутся.

С другой стороны, все мы помним, что произошло с аналоговыми носителями звука после появления компакт-дисков. Меломаны тогда утверждали, что цифровые носители со своим "мёртвым" звучанием никогда не заменят аналоговых. В итоге сейчас из всех аналоговых носителей кое-как живы только виниловые пластинки. Более поздний пример - цифровые фотокамеры: утверждения о том, что "цифра" никогда не покроет "плёночной" ширины светового диапазона, всегда будет "шумнее" и т.п., встречалось всё реже и реже, а теперь об этом вообще никто не говорит. Не то, чтобы цифровые фотокамеры стали делать снимки намного качественнее, просто цена и удобства, предоставляемые ими, затмили ту разницу в качестве, которая видна только узкому кругу профессионалов. Я всё это говорю к тому, что несмотря на бессмертность книги есть люди, которым пора начинать беспокоиться и что-то делать, и в первую очередь это книгоиздатели, пока что заявляющие по телевизору, что электронные книги нисколько не сказываются на объёмах продаж бумажных.

Миф второй: бумажная книга обладает некими эстетическими, духовными и т.д. и т.п. качествами, которые напрочь отсутствуют в электронной книге. Надо же, нести такой вздор :) Сама книга ничем таким не обладает, это владелец книги наделяет её мнимыми качествами, потому что она вызывает у него определённые эмоции. Мне, признаться, тоже приятно держать в руках старую-престарую книгу, я получаю от чтения такой книги большое удовольствие, но мне почему-то не приходит в голову нести подобное.

Миф третий: электронная книга выгодна только потребителю, а авторы и издатели от её распространения только проигрывают - первые теряют охоту творить, потому что пираты крадут результаты их творчества и авторы не получают своего вознаграждения, а вторые по той же причине несут большие убытки. Про издательства разговор короткий: процветает же Amazon, продавая свои "киндлы" по заниженной цене и зарабатывая на продаже электронных книг? Тут всё дело в бизнес-модели: кто шевелится и приспосабливается к меняющимся реалиям нашей жизни, тот не будет в проигрыше. MP3+пиринговые сети тоже сильно потрепали звукозаписывающую индустрию, но ничего ведь, живы, и даже до сих пор проживают в огромных виллах и ездят на лимузинах.

А с авторами не всё так просто. Понятное дело, что большинство из них недовольны текущим положением дел, потому что знают только об одном способе монетизации продуктов своего труда - через книжные издательства (и это не их вина, на самом деле так и есть), при этом предпочитают не вспоминать, какой процент от прибыли получает сам автор. Но это всё лишь поверхностный взгляд, который сейчас преобладает. Я попробовал посмотреть на вопрос с другой стороны, не глазами автора или потребителя, а вообще на ситуацию в целом.  Что такое книга, как не знания? Не имеет значения, на каком носителе эти знания хранятся, их суть от этого не меняется. Со временем появляются новые знания, некоторые устаревают, какие-то будут актуальны всегда, а какие-то становятся основой, на которой строятся другие знания. Общество всегда будет нуждаться в знаниях, стало быть спрос на людей, умеющих хорошо излагать эти знания в виде книги, будет только расти (потому что само общество растёт и прогрессирует). Поэтому я считаю, что авторам не следует беспокоиться, они всегда будут востребованы.

Правда, авторы тоже бывают разные. Возьмём крайний (в лучшем понимании этого слова) случай - Л.Н. Толстой. То, что он написал, стало классикой и будет востребовано обществом всегда. Читаешь, например, его "Мёртвые души" и дивишься: от корки и до корки будто про сегодняшнюю Россию написано! Чего стоит только одна крылатая фраза про дураков и дороги! Допустим автор был бы сейчас жив и его застала нынешняя ситуация на книжном рынке со всеми этими электронными книгами, интернетом, пиратами и читателями-халявщиками. Думаете, он бы бедствовал? Ничего подобного! Он собирал бы полные концертные залы и аудитории в учебных заведениях, это как минимум. За ним стояли бы в очередь, чтобы так или иначе использовать его имя в рекламе. В конце концов, кода это ему надоело бы, Лев Николаевич подал бы в суд на Google и получая 0,000000000000000001% от прибыли интернет-гиганта обеспечил бы безбедную жизнь себе и многим своим потомкам.

Возьмём другой крайний случай, с противоположной части шкалы. Кто знает, откуда берутся всякие Winx и Bratz, которыми так увлечены наши дети? Всё очень просто: у какого-то человека, бизнесмена до мозга костей, возникает идея, он нанимает автора, тот пишет сценарий, по которому создают мультфильм. Далее этот бизнесмен вкладывает большие деньги в раскрутку этого мультфильма, после чего начинается чистой воды сбор денег за счёт детских магазинных истерик: компьютерные игры, журналы, раскраски, игрушки, одежда и даже настенные обои - за использование торговой марки производитель делает отчисления. Автор здесь играет посредственную роль, и если произведения Толстого являются ценнейшей (и значит востребованной) информацией для общества, то эти произведения - полнейшая чушь, не имеющая для общества абсолютно никакой ценности. Мусор, который через несколько лет уйдёт в небытие.

Между двумя этими крайностями существует много промежуточных вариантов. В целом мною замечено, что чем ближе автор к первому варианту, тем меньше он говорит об интернете, пиратах, электронных книгах и т.п., и чем автор ближе ко второму варианту, тем больше он беспокоится об авторских правах. Здесь всё закономерно, и я бы даже сказал справедливо: ситуация меняется так, что остаются на сцене только ценные для общества авторы. И, кроме того, сильно изменяется цепочка между автором и читателем в сторону упрощения и оптимизации, делая автора и читателя ближе друг к другу как в географическом смысле, так и в плане времени и цены. Издательства, кстати - это промежуточное звено, цель которого довести книгу до читателя и, разумеется, получить за это соответствующее вознаграждение, но в нашем обществе потребления издательства превратились в монополии, диктующие свои правила и авторам, и читателям, и присваивающие себе львиную долю вознаграждения, которое вообще-то прежде всего адресовано авторам как производителям товара. Вообще, чтобы оценить ситуацию, я поискал информацию о проценте вознаграждения автора: он в среднем составляет примерно 10% от отпускной цены издательства. Заметим, что в эту цену не входят транспортировка и реализация книги, это цена продажи грубо говоря на выходе из печатного цеха. А сколько берёт издательство? Предварительно садимся на стул... 50%!!! (источник). Что же получается? Автор, труд которого является основой и сутью всей книжной индустрии, получает в пять раз меньше дяди, сидящего в кабинете и заключающего договоры с поставщиками бумаги, типографиями, складами и т.д.? И мы ещё не говорили о накрутках в 100-200% после продажи книги издательством! В свете этих цифр лично я оцениваю текущую ситуацию "интернет+пираты+компьютеры+электронные книги" как однозначно положительный социальный сдвиг. Иногда у меня складывается ощущение, что нынешнее мироустройство, основанное на деньгах как единственной и неоспоримой ценности, имеющее в качестве идеала и цели потребление, ведёт нас в никуда. Но это так, мысли в слух...

Отвлекёмся от терпящих бедствие капиталистов. Недавно мне попалась на глаза статья в Гардиан, в которой описывался интересный эффект: с появлением электронных книг стал наблюдаться рост людей, интересующихся чтением. Этому стоит только радоваться: и авторам хорошо, и общество в целом становится образованнее. Очень может быть, что электронная книга повлияет на общество так же, как в своё время повлияла печатная, когда был настоящий прорыв в виде падения цены и растущей доступности книги. Как это повлияло на наше общество, чувствует каждый (кстати, писари тогда наверняка рассказывали те же сказки про безличность печати).

Теперь перечислим, какие варианты у читателей есть сейчас:

  1. Взять книгу в библиотеке. Я бы не стал сбрасывать библиотеку со счетов: там есть много того, что проблематично купить из-за низкого спроса, например узко специализированная литература. Надеюсь, наши госчиновники, заботящиеся только о своём кармане, не смогут до конца проявить свою глупость и библиотеки ещё долго будут радовать читателей, особенно тех, кто не может позволить себе постоянно покупать книги в магазинах. Ну а мне лично ещё и нравится просто там находиться.
  2. Купить книгу в магазине. Самый подходящий вариант, если нужен подарок. Но в магазине далеко не всегда есть то, что ищешь (можно заказать, но это всё равно что купить в интернет-магазине, см. ниже). К тому же если есть электронная книга, по тем или иным причинам в магазин наведываешься всё реже и реже.
  3. Купить книгу в интернет-магазине. Всё хорошо, единственная проблема - время доставки. К примеру, три с небольшим недели назад я заказал на books.ru книгу, которая мне была очень нужна, и вот она пришла... Но дело в том, что тремя днями позже в США я заказал свой Kindle, за эти три недели получил его, скачал нужную мне книгу в электронном формате и уже прочитал её.  Вопрос: зачем мне теперь бумажная книга? Повезло ещё, что она полезная многим, так что смогу сделать подарок близкому человеку.
  4. Купить электронную книгу. Если ты регулярно читаешь, говорю тебе сразу: покупай. Если ты ещё и владеешь компьютером настолько, что сам можешь скачать файл, конвертировать его и загрузить в электронную книгу, скажу так: покупай обязательно! Без вариантов.
Ну и напоследок приведу свой список сайтов, где можно совершенно бесплатно скачать литературу в электронном формате. Для меня определяющим был единственный фактор - формат документов FB2, потому что из него с помощью программы Calibre очень легко получить документы MOBI, поддерживаемые Amazon Kindle, со всеми прелестями в виде масштабирования шрифта, оглавления с ссылками и т.п. Список приведён в порядке убывания по объёму технической литературы, но художественная литература присутствует в большом объёме на всех указанных сайтах:
  1. http://www.e-reading.org.ua/
  2. http://www.litmir.net/
  3. http://webreading.ru/
  4. http://modernlib.ru/
  5. http://modernlib.ru/ (здесь книги в формате RTF, которые не так удобны, как FB2 - не генерируется оглавление, могут быть небольшие ошибки в вёрстке, но там могут оказаться книги, отсутствующие на предыдущих сайтах).
Удачи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий